Мода Вавилона и Ассирии
07.08.2009 15:16 Рейтинг: 41317.4
Месопотамия, или Междуречье - область в Юго-Западной Азии, в нижнем и среднем течении Тигра и Ефрата. Ей было суждено стать (с середины III тысячелетия до н.э.) родиной множества первых цивилизаций. В южной ее части образовался центр развития древнейшей цивилизации - Вавилония, состоящая из южной Вавилонии - Шумера и северной Вавилонии - Аккада. А в северной Месопотамии, где равнину сменяли холмы и горы, возникло древнее государство Ассирия.
Ассирия и Вавилония постоянно воевали как между собой, так и с другими народами, поэтому войны оказали значительное влияние и на месопотамскую одежду. Прежде всего, материал, из которого шилась одежда, должен был защищать тело. Для этого лучше всего подходили кожа и мех. Ткани изготавливали из шерсти.
Высоко было развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолетового цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого, и носить ее позволялось лишь высшим сановникам. Крой при изготовлении ассиро-вавилонской одежды применялся довольно сложный.
Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес (kaunakes), который непосредственно пришел на смену коже животных. Самые древние кэунакес имитировали мех, напоминая его длинными тканными волосами. Любовь к меху сохранилась и в позднейшей одежде ассирийцев, которые культивировали примитивную одежду шумеров. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который впоследствии стали заменять бахромой. У каунакеса был целый ряд «последователей». Набедренные покрывала из меха очень долго сохранялись в церковном обряде, вплоть до средневековья, а бахрома до сих пор используется в обязательном молитвенном еврейском туалете — покрывале. Одежда ассирийцев во многом более примитивна, нежели одежда египтян. У неё другой покрой, она не так прилегает, как египетское платье, её отделка больше связана с наследием прошлого.
На настенной живописи и рельефах чаще всего ясно виден только верхний плащ - слабо прилегающий, с короткими рукавами до локтя. Он достигал обычно до половины икр (у женщин он бывал и длиннее), часто его подпоясывали плетеным пояском. Длина плаща и его украшения зависели от общественного положения лица.
Высшие слои носили плащи длинные, по самую щиколотку, плащи правителей были украшены широким поясом и бахромой. Низшие общественные слои и воины носили короткий и менее украшенный плащ.
Такое же значение, как для древних египтян передник с его последующими видоизменениями, для ассирийцев имела рубаха-юбка, доходящая до колен, со швом на плечах и короткими рукавами. У чиновников и придворных она была длиннее - до лодыжек. Обычно дополнением к этой рубахе из белого льняного полотна, а возможно, если судить по бахроме и кистям - также из хлопка или шерсти, служила полоса цветной материи, которую повязывали косо по спирали, а концы прятали.
Отличительным знаком высокопоставленных лиц был широкий шарф с бахромой, который носили на одном или обоих плечах; у всех остальных бахрома пришивалась только к нижнему краю одежды. Как установил Макс Тильке в своих исследованиях по истории восточного костюма, ассирийская накидка — это не шитая одежда, а прямоугольный кусок ткани, который может иметь различные размеры и окутывает или только плечи и верхнюю часть корпуса, или всю фигуру. Его прототипом была звериная шкура — сначала лохматая, позже — гладкая, с мягкой шерстью, обшитая по краю бахромой соответствующего вида. Сомалийцы и сейчас носят выкрашенные красной охрой кожаные плащи с бахромой из тонких полосок кожи, скрученных наподобие косичек. Впоследствии на смену звериным шкурам пришли шерстяные плащи, легко принимающие нужную форму.
Вавилонско-ассирийские женщины тоже носили поверх рубахи с узкими рукавами плащ с бахромой. Если шумеры около 3000 г. до н.э. еще изображались в плащах из шкур, то уже около 2550 г. в обиход вошли большие тканые плащи. Семиты-кочевники также охотно пользовались накидками из ткани с красным узором. Как видно из египетской настенной живописи, ассирийцы с древнейших времен имели частые связи с Египтом. На них изображены более коренастые фигуры ассирийцев в одежде, которую даже нельзя сравнить с изящным и элегантным египетским платьем. Ассирийцы уделяли большое внимание оформлению головы, а именно - прическе, усам, бороде и бакенбардам. Волосы и бороду искусно укладывали мелкими завитками, часто пропуская сквозь них изящное плетение.
Смысл художественного орнамента выражался именно в их стилизации. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок, которые украшались вплетенными золотыми нитями. Они отращивали бороду и усы. Усы над верхней губой тщательно завивали, а волосы на подбородке подстригали до определенной длины и поочередно заплетали их в косички. У низших слоев более короткие бороды были неухоженными. Для торжественных случаев, так же, как и в Египте, одевалась белая тиара с «инфулеми», которая предназначалась для королей. Головные уборы в виде фески с рогами зверей были атрибутами богов либо составной частью церковных церемониальных шествий. Короли по большей части были изображены босыми, но их одежда была богато украшена вышивкой и драгоценностями: серьгами, браслетами, диадемами, мотивом розочки-маргаритки, известной уже в то время.
Климат в Месопотамии был более умеренный, чем в Египте, поэтому одни лишь короткие передники не защищали от холода. Основной мужской одеждой была "канди" - рубашка с короткими рукавами. Канди носили мужчины всех сословий. Однако, качество материала, из которого изготовлялись эти рубашки, было разным.
Не только это отличало канди пастухов от канди вельмож. Чем знатнее и богаче человек, тем длиннее его одежда. Разделение одежды по длине носит чисто функциональный характер и уже в древности отделяет трудящиеся классы, которым нужна «целевая» одежда, от высших общественных опоев, которые на одежду смотрят, в первую очередь, с точки зрения эстетики и престижа. Придворные украшали канди пурпурной бахромой и носили ее без пояса. Только приближенные царя имели перевязь, обшитую бахромой, которую повязывали крестообразно или надевали через одно плечо; у самых знатных сановников она была очень широкой и длинной, спускалась до самых колен и была вся украшена бахромой. Сообразно с чином, бахрома перевязи была длиннее или короче. Перевязи царских оруженосцев и простых служителей были гораздо более узкими.
Ассирийские и вавилонские бедняки не знали другой одежды, кроме рубашки-канди. И только царю, жрецам и знатным вельможам разрешалось надевать верхнее платье. Нарядная одежда украшалась вышитыми узорами: розетками, заключенными в концентрические круги или квадраты; каймой с различными аллегорическими сценами; мотивами, изображавшими дерево жизни с двумя зверями, стоящими по его сторонам. В дальнейшем эти старинные узоры переняли персы, завоевавшие Ассиро-Вавилонию. Знатные вавилоняне носили головные повязки, похожие на тюрбаны.
Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твердой кожи. К этим задникам крепились ремни, которыми обувь подвязывалась к ноге. Царь и знать носили сандалии с закрытыми задниками.
ЦАРСКАЯ ОДЕЖДА
Парадный костюм царя Ассиро-Вавилонии был необычайно пышным и состоял из нескольких одежд. Длинная канди с короткими рукавами из тонкой белой шерстяной ткани была обшита внизу дорогой пурпурной бахромой и украшена вышивкой. Стягивалась она на талии поясом, концы которого украшались кистями.
Поверх канди накидывался узкий плащ пурпурного цвета, не сшитый с боков - "конас", края его также были обшиты густой бахромой. Сзади конас был прямой, а спереди закруглен. Ткань плаща вышивалась геометрическими рисунками и украшалась золотыми пластинками. Поверх конаса через плечо надевалась перевязь с бахромой. Иногда помимо конаса надевался еще один плащ, украшенный бахромой и слегка задрапированный на груди.
Голову царя венчала корона - "кидарис", сделанная из тонкого белого войлока, который сверху украшали золотые чеканные пластинки. Носили ассирийские цари и тиару, которая представляла собой гладкий и твердый клобук с диадемой, от которой сзади спускались на спину две длинные вышитые ленты. В некоторых случаях царь мог надевать невысокую круглую золотую шапку с украшениями наподобие рогов.
Знаком царского достоинства являлся зонтик, богато украшенный орнаментами. На каждой руке царь носил по два браслета: один на запястье, а второй, в форме незамкнутого обруча, - выше локтя.
"НРАВСТВЕННАЯ" ПРИЧЁСКА
По верованиям шумеров, растительность на голове и лице являлась защитой от злых духов. У ассирийцев от природы были густые и длинные волосы, и они всегда заботились о них. Те, кто не ухаживал за своими волосами, вызывали презрение. А старательно ухоженные волосы и пышная борода были признаком высокой нравственности. Поэтому ассирийцы тщательно причесывали шевелюру, разделяли ее посередине пробором, а специально завитые пряди укладывали по обеим сторонам лица и на затылке рядами. Иногда волосы заплетали в косы. Большое внимание знатные люди уделяли растительности на лице. Они завивали мелкими кудрями усы, бакенбарды и волосы на подбородке, а нижнюю часть бороды заплетали в косички. Вся борода как бы разделялась на несколько ярусов. Кончик ее подстригали. Иногда ассирийцы красили волосы, а блеск и нужную форму прическе придавали при помощи различных масел и помад. Известны были ассирийцам и парики, к которым прикреплялись украшения. У женщин прическа была почти такой же, как у мужчин.
КОСМЕТИКА
Знатные ассирийцы широко использовали косметические средства. Об этом свидетельствуют дошедшие до нашего времени раскрашенные скульптуры. Нередко страсть к щегольству приводила ассирийцев к злоупотреблению косметикой. Женщины накладывали на лицо густой слой румян и белил; подобно египтянкам, они чернили брови и ресницы, натирали тело маслами и благовониями. Мужчины наносили грим и благовония на волосы, подвязывали накладные бороды.
УКРАШЕНИЯ
Древние шумерские женщины вплетали в прически золотые и серебряные ленты; носили головные уборы из лазуритовых и сердоликовых бус с золотыми подвесками; огромные золотые и серебряные серьги в виде полумесяца, ожерелья из сердолика, агата, лазурита, золотые и лазуритовые амулеты в виде фигурок животных; скрепляли одежды золотыми и серебряными булавками. Знатные особы надевали алые одежды с перламутровым поясом, рукава которых были расшиты сердоликовым, лазуритовым и золотым бисером. Ассиро-вавилонцы любили пышные наряды и драгоценности. Золото и серебро привозили из северной Азии, драгоценные камни и жемчуг доставляли из Индии. Ювелирное искусство в Ассирии было хорошо развито, и недостатка в украшениях население не испытывало. Вельможи носили диадемы, кольца, перстни и серьги самой разнообразной формы, браслеты на запястьях и выше локтя. Сначала браслеты имели форму спирального обруча, часто украшенного звериной головой; позже их стали делать в виде плоских широких колец. На шее и груди древние ассирийцы украшений не носили, но иногда надевали на шею шнурок с цилиндриком из яшмы или халцедона, который служил печатью. Ожерелья из жемчуга, которые надевали царь, сановники или жрецы, не являлись обычными украшениями, а играли роль символического признака сана.
1. Древневавилонский царь-жрец (ок. 2250 до н.э.) в широком тканом плаще, ведомый божеством в традиционном плаще из звериной шкуры и рогатой шапке.
2. Царь Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) в шумерском плаще и барашковой шапке. Рельеф.
3. Идол вавилоно-ассирийского бога погоды Адада с подвесками — металлическими дисками.
4. Вавилонский царь Меродах-Баладан (722 — 710 до н.э.) в белой подпоясанной рубахе, с собранной в складки нижней частью. Внизу бахрома. Остроконечная шапка с длинным трубкообразным концом.
5. Знатная вавилонянка в одеянии наподобие туники с длинными рукавами и накидке с рукавами, отделанной бахромой. Ожерелье из металлических колец. Реконструкция по статуэтке из слоновой кости.
6. Голова аналогичной фигуры. Чепец и налобная повязка, поддерживающая прическу.
1. Царь Ашшурбанипал (669 — 633 до н.э.) на ложе в саду гарема. На его голове диадема с длинными лентами на затылке и нитка жемчуга. Богато украшенная одежда, браслеты и серьги.
2. Царица в кресле на возвышении. Богатая нижняя одежда, узкие рукава с отделкой; поверх — плащ с бахромой. Закрытая мягкая обувь. Серьги в форме звезд, ожерелье, браслеты и диадема в виде зубчатого верха крепостной стены. На столике — опахало из перьев.
3-6. Служанки в длинной одежде с рукавами, иногда с накидкой. Все одежды с бахромой. Сандалии с завязками (по-видимому, надевались поверх матерчатой обуви). Головные повязки типа тюрбана, ожерелье и серьги. Внизу — курильницы.
1. Лучник в панцире, пускающий стрелу левой рукой.
2. Воин в шлеме, с широким поясом поверх рубахи-юбки с короткими рукавами. Копье, меч, нагрудник. Меч почти всегда висит на перевязи горизонтально. Шлем украшен небольшим пучком конского волоса (что позже получит распространение у греков).
3. Всадник в остроконечном шлеме, короткой куртке и узкой нарядной накидке (или наплечнике). Пояс с бахромой, высокая шнурованная обувь. Оружие: копье, меч, лук и стрелы в колчане. На лошади попона в форме звериной шкуры. Подстриженная грива, нарядная сбруя, уздечка с султаном, трензель (подобная упряжь сохранилась и поныне в Передней и Средней Азии).
1. Сановник в одежде типа рубахи с короткими рукавами. Богатая отделка бахромой, шарф с кистями, налобная повязка, ожерелье. Браслеты выше локтя и на запястьях. Меч, который знатные люди носили и в мирное время. Видны кожаные ножны, окованные металлом.
2. Ассирийский царь, исполняющий обязанности жреца в соответствующем облачении — высокой шапке и сравнительно короткой одежде. Жреческие посохи с набалдашниками и концами в виде опахала или щетки. Отличительные знаки царя — нарядная накидка и кисти на концах пояса.
3. Простой чиновник в высокой обуви и штанах.
4. Царь Ашшурнасирпал II (883 — 859 до н.э.). На шапке — золотая повязка с развевающимися концами. Пурпурно-фиолетовая одежда и накидка с бахромой. Браслеты выше локтя и на запястьях. Серьги с подвесками. В правой руке длинный царский посох. Рельеф.
5,6. Слуги, несущие зонт и опахало царя. Широкий шарф с бахромой.
7. Слуга, несущий царский лук. Юбка с бахромой.
1. Воин в металлическом шлеме. Двойная перевязь с защитной металлической накладкой на скрещении ремней. Меч, длинное копье, круглый щит, штаны и высокая обувь.
2. Легковооруженный стрелок из лука. Копье, простая шапка.
3. Тяжеловооруженный воин в панцире из металлических пластин.
4. Женщина-простолюдинка в юбке с бахромой и накидке.
5. Мужчина в короткой блузе.
6. Пленник-чужеземец в войлочной шапке.
1. Плательщик дани из северо-западной Месопотамии.
2. Горожанин из Ниневии (столицы Ассирии).
3. Правитель Муцри (современный Курдистан).
4. Данник из Палестины у ног царя Егу.
5,6. Ассирийское одеяние для жертвоприношений, вид сзади и спереди (5 — царь Ашшурнасирпал II, 6 — Салманассар III, 859 — 825 до н.э.).
Комментарии посетителей: |
Страница: - 1 - |
WilliambrignTK |
25.08.2018 04:19 |
У меня была похожая проблема, бесплатно прокосультировал Евгений Беляев BelyaevJurist@yandex.ru , попробуйте проконсультироваться может и вам поможет. |
|
RobertGacheSE |
18.11.2017 22:18 |
|
|
NikolaWeDOL |
06.10.2017 20:12 |
|
|
DanielMubGL |
30.09.2017 19:16 |
|
|
DeweyVoxQD |
25.06.2017 00:03 |
If you have a desire to learn how to earn from $ 500 per day and work only for yourself, then write to us at email: admin@makemoneyonline.universalxyzdom.xyz |
|
BarosrBJ |
01.04.2017 15:55 |
|
|
IrinaPetNJ |
14.02.2017 16:38 |
|
|
Галуст (menua-ur@mail.ru) |
19.02.2011 14:16 |
Отличная идея, желаю успехов,надо продолжать. |
|
Marmalatka |
19.12.2009 15:00 |
норм |
|
|
Добавить комментарий: |
|
|