|
Одежда древних евреев
08.08.2009 01:37 Рейтинг: 55704
Искусство одеваться было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт 3:21)(здесь и далее даны ссылки на тексты Ветхого и Нового Завета). Одежды восточных жителей вообще были длинные, широкие и свободно прикрывали все тело. Красота одежды состояла в тонкости и цвете материи, из которой делалась одежда. Светлый цвет служил символом довольства: "Да будут во всякое время одежды твои светлы," говорит Соломон (Ек 9:8). Голубой цвет был любимым у Иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц. Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем из многих мест Свящ. Писания трудно решить вопрос - хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там. Как кажется, употреблялись и те и другие. Лен в древности разводился преимущественно в Египте, хлопок также произрастал здесь в изобилии и был в большом употреблении. Сомнительно, чтобы слова, выражающие понятия о шелке, означали в Библии ткань, известную в настоящее время под этим названием. Евреям было запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица. Одежды вообще приготовлялись и делались женщинами, как то можно видеть из (Притч 21:13-24). Азиатский фасон одежды, как видно из рисунка, остается почти неизменным многие века, и можно думать, что их обыкновенная одежда состояла из внутренней одежды (белья), наружной одежды, пояса и сандалий.
Одной из самых древних и простых одежд был кусок льняного или хлопчатобумажного полотна, обвиваемый вокруг чресел и достигавший колен, и это единственная одежда арабов. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица, не имеющие никакой другой одежды, считаются как бы обнаженными (Ис 20:2-4). Именно это имеется ввиду, когда говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг (Ин 21:7). Эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов (Исх 28:32). Хитон Иисуса Христа был не сшитый, а весь тканый сверху (Ин 19:23). Выражение "рубашки и платья" (Деян 9:39), очевидно, означает именно внутреннюю и внешнюю одежду. Выражение в (Дан 3:21) - исподнее и верхнее платье, головные повязки и прочие одежды означает по порядку: широкое нижнее белье, или широкие развивающиеся панталоны, мантии, а быть может, и тюрбаны. Внутренняя одежда первоначально была очень простой, как уже было сказано; затем другой кусок одежды перебрасывался через плечо и прикрывал руки. С обеих сторон он застегивался и простирался до колен. В настоящее время такая одежда обычна для Аравии. Впоследствии появились рукава, сначала до локтей, а потом до кисти руки. Такая одежда очень походила на рубашку, за исключением отверстия для шеи. Рукава этой одежды делаются у арабов широкими и открытыми, и поэтому ее всегда легко сбросить. Выражение "обнажать мышцу" (Ис 52:10) означает устранение всех препятствий для самых могущественных членов тела, дабы оно могло действовать во всей своей силе. Совершающий священнослужение священник ради особенных случаев должен был носить льняные панталоны как часть нижней одежды для прикрытия телесной наготы от чресел до голеней (Исх 28:42).
Одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, обыкновенно их препоясывали вокруг чресел поясами. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. Соответственно, выражение "препоясывать чресла" сделалось образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение - "снимать пояс" - означало предаваться покою и праздности (4Цар 4:29, Иов 38:3, Ис 5:27, Иер 1:17, Лк 12:35, Деян 12:8, 1Пет 1:13). Пояса делались из ремней, хлопчатобумажной материи или из кожи и бывали шести вершков и более в ширину, с прикрепленной посреди пряжкой, посредством которой можно было расширять и уменьшать длину пояса. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи (Иез 16:10) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем. Пояс употреблялся иногда и для того, чтобы носить на нем оружие (2Цар 20:8), деньги и другие вещи, обыкновенно носимые в кармане. Полная привязанность народа Божия к служению Ему иносказательно поясняется поясом, близко лежащим к чреслам человека (Иер 13:11). Точно также такие человеческие качества, как правдивость и верность, называются у пророка (Ис 11:5) препоясанием Обетованного Мессии.
Верхняя или наружная одежда (Мф 21:8, 5:40), вероятно, состояла из четырехугольного или длинного куска бумажной материи в два или три ярда в длину и, может быть, в два ярда в ширину. Означенная одежда просто обвивалась вокруг тела, защищая от непогоды, и в случае надобности ее можно было перебрасывать через плечо и под руку - это было нечто вроде современных индийских покрывал - и укреплялась на плечах двумя пряжками. Арабы перебрасывают эту одежду сверх левого плеча и под правую руку, и таким образом прикрывают все тело, оставляя обнаженной только правую руку. У бедных людей такая одежда служила ночным покрывалом (Исх 22:26,27, Иов 24:7). Это, вероятно, та самая одежда, или льняной покров, на который указывается в Евангелии Матфея (5:40), и который иначе в русском переводе Библии называется верхней одеждой, или милотью (4Цар 2:8). Полагают, что обшивка по краям этой одежды или шелковые кисти с голубыми нитями (Чис 15:38) помещались по сторонам (по краям) (Мф 23:5). Во время зимы носились меховые или кожаные одежды, как и в настоящее время в восточных странах. В (4Цар 1:8 и в Зах 13:4), описывается одежда из шерсти овец или козьего меха. Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными, из низших классов (Евр 11:37), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда (Мф 7:15) считалась образом невинности и кротости, и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово "синдоны," употребленное в (Суд 14:12-13), или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно под теплою меховою одеждою и, вероятно, была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и др. (Притч 31:24, Ис 3:23, Мк 15:46). Покрывало, упоминаемое в Евангелии от Марка (14:51) вероятно, составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела.
Различие между мужской и женской одеждой на Востоке было не так велико, но некоторое различие все же было. Моисей воспретил всякий обмен одеждами между двумя полами, потому что подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Повседневная одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками или пряжкою на груди, и покрывало, которое,по всей вероятности, было главной принадлежностью одежды и считалось у девиц знаком скромности. Так, об Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась (Быт 24:65). Покрывало служило также знаком покорности или почтения к мужу у женщин замужних (1Кор 9:3-10). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у евреев (Ис 3:15-23). "В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо."
Платки (Деян 19:12) были в общем употреблении у евреев, и жители восточных стран до сих пор носят платки в руках. Платки такого рода нередко бывают изукрашены прекрасным шитьем.
Что касается опоясания (Быт 3:7, Деян 19:12), то несомненно, что означенная часть одежды у евреев по виду и цели была очень похожа на передники и фартуки, которые употребляются и в настоящее время.
Кидар (Исх 39:28), или головные повязки (Исх 28:40), по-видимому, были частью только первосвященнических и священнических одежд. Кидар первосвященника составлял величественный головной убор, делаемый из виссона и красиво расположенный складками. На передней части кидара была следующая знаменательная надпись: "Святыня Господня". Головные повязки, как можно видеть из (Ис 3:22), составляли часть женской одежды; но достоверно неизвестно, из какой материи они делались и способ, каким их носили. По мнению некоторых иследователей, слово, употребленное в означенном месте книги пророка Исайи, означает тонкий золотой или серебряный кружок, составлявший блестящую наколку. Указания на иностранные или греческие и римские головные уборы встречаются в Священном Писании редко.
О разноцветной одежде, которая употреблялась на Востоке, трудно сказать, делалась ли она из материй разных цветов, сшитых вместе, или состояла просто из одного куска материи, окрашенного разными красками. По всей вероятности, подобная одежда служила и служит до сих пор знаком отличия: на Востоке красивых и любимых детей одевают в подобную разноцветную одежду и сейчас. Кармазиновые, пурпуровые и других цветов материи часто очень искусно сшиваются, и мусульманские дети носят куртки, вышитые золотом и шелком различных цветов. Считается, что дитя, одетое в подобную разноцветную одежду, предохраняется от влияния злых духов, так как внимание их отвлекается от красоты ребенка красотою одежды. Дети носят эту одежду большею частью до 8-ми летнего возраста, хотя между древними народами существовал, кажется, обычай, на который указывается и в Библии, носить ее и более продолжительное время. На Фамари, как известно из (2Цар 13:18), была разноцветная одежда, и такие верхние одежды носили царские дочери. Необходимыми дополнениями к еврейской одежде были ожерелья, браслеты, кольца, серьги и т.п. Носовые и ушные серьги находятся в большом употреблении на Востоке, и по свидетельству англичанина Чардэна, почти всякая девушка или женщина в Аравии и Персии носила кольцо в левой ноздре.
Нитка, упоминаемая в (Быт 14:23), очевидно, означает тот шнурок, на который нанизывались драгоценные камни, составляющие ожерелье. Браслеты, или запястья, носили лица как мужского, так и женского пола на обеих руках (2Цар 1:10), а женщины - иногда также и на ногах (Ис 3:19-20). Женщины в Персии и Аравии носят вокруг лодыжек ног цепочки, украшенные маленькими колокольчиками (Ис 3:16). Ручные зеркала, сделанные из расплавленной бронзы и прекрасно полированные, составляли также общее дополнение к женскому убранству, и их обыкновенно носили или в руке или на шнурке на шее.
Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, украшая их различными способами, что мы и видим на древних медалях и статуях. Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины-христианки (1Тим 2:9-10, 1Петр. 3:3-4).
Здесь интересно сказать, что еврейский обычай раздирать свои одежды (Быт 37:29-33) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния, иногда раздирание риз обозначало гнев или негодование, смешанное со скорбью (Ис 36:22). Иаков и Давид при различных скорбных обстоятельствах раздирали свои ризы, равно как Иисус Навин (Нав 7:6) или Езекия. Но первосвященникам воспрещалось раздирать свои ризы (Лев 10:6, 21:10), так как они были священны. Те одежды, которые разодрал на себе первосвященник Каиафа (Мф 16:65), по всей вероятности, составляли обычное, ежедневно носимое первосвященником одеяние, а отнюдь не священное первосвященническое, в которое облекался он при богослужениях. Обычай раздирать одежды при всяком сколько-нибудь печальном случае сделался столь общеупотребительным, что обратился в простую формальность. Поэтому пр. Иоиль и обращается к народу с следующими словами: "Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (2:13).
По материалам книги "Энциклопедия архимандрита Никифора"
Комментарии посетителей: |
Страница: - 1 - |
DwightplaspOV |
20.04.2018 14:21 |
заказать продвижение сайта зекслер логин в скайпе SEO - PRO1 |
|
!!!Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? Ответ на Email: voevodin.cheslav@mail.ru |
21.09.2017 18:20 |
!!!Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? Ответ на Email: voevodin.cheslav@mail.ru |
|
zIk9qu4m (dneoj3dqljy@outlook.com) |
05.08.2016 14:32 |
I don't know who you wrote this for but you helped a breohtr out. |
|
Неважно (nevazhno@live.com) |
14.12.2015 16:29 |
Ссылаясь на Притчи в первом разделе, кто-то неаккуратно указал ссылку на Притчи 21:13-24 Должно быть 31:13 |
|
|
Добавить комментарий: |
|
|
|