Костюм романского периода
13.08.2009 17:50 Рейтинг: 68188.4
Романская средневековая мода, бывшая смесью античных традиций, византийских деталей и «варварских новинок», возникает под глубоким влиянием религии и являет новый идеал - человека-аскета, отрекшегося от радостей земной жизни.
Из античных времен и через Византию романская мода берет плащ, так как он не только защищает тело, но и символизирует выделение человека из внешней среды. Голова покрыта небольшим покрывалом, которое ниспадает по самые плечи, а поверх него часто накидывается верхний плащ.
Средневековый феодальный порядок принудил моду к тому, чтобы она позаимствовала у Византии систему классовых различий в одежде, которая проявилась в моде романского периода в виде каймы, вышивок, и даже материалов.
«Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий ... Но одежда носит полуварварский, неэлегантный, незаконченный характер... Из разных языческих, классических, античных и византийских элементов, которые до сего времени не сочетались между собой, теперь начинает создаваться новая культура. Одежда совсем не прилегает к телу и не имеет складок», - говорит Якоб фон Фальке в 1875 г.
Женская фигура представляет как бы блок, поверхность которого, вертикально и горизонтально, разделена отделочной каймой на самостоятельные части. Например, рукава отделены от платьев нашитой каймой, а лиф с юбкой зачастую разделяются ещё на две или четыре части. В этом делении мы видим художественную основу романской моды. Её понимание соответствует романской архитектуре, которая также блочная; поверхность зданий аналогично членится зарубками, аркадами, арочными фризами. Подобно тому, как украшенная система плоскостей в архитектуре имеет тектонические черты, так и кайма в одежде выполняет подобные функции. Таким образом, кайма в романской моде является не только украшением и знаком отличия, как это предписывала Византия. В романский период материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются — это в истории моды является новинкой. Все остальное остается по-старому.
Женская мода, как и в Византии, предписывает надевать на тело несколько одеяний, одно на другое. Обычно это было нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с более широкими рукавами.
Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. Эта кайма не только вышивалась, но еще была украшена золотыми пластинками и драгоценными камнями. Некоторые ученые считают, что этот излишек дорогих украшений является отголоском стремления к роскоши и великолепию после эпохи переселения народов.
В то время одежда делалась кустарным способом в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Шелк являлся предметом роскоши и был доступен только богатым феодалам, покупавшим его у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.
В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты. Материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются - это в истории моды является новинкой.
Обертывались вокруг тела только плащи. Покрой одежды еще примитивен, он лишь приблизительно соответствует формам и пропорциям человеческого тела. К такой же упрощенной схеме сводится изображение человека в романской миниатюре с ее строгой фронтальностью и малой расчлененностью объемов.
Костюмы для высшего сословия шили из тканей преимущественно ярких цветов - синих, зеленых, пурпурных, а костюмы для простонародья — из тканей более темных расцветок: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Вообще символичность была характерна для средневековой культуры, и каждому цвету придавали особое значение. Так, белый цвет символизировал чистоту, веру; черный — скорбь, верность; голубой — нежность. Одежду целиком красного цвета — «цвета крови», или «цвета адского пламени» — начиная со средневековья носили палачи. Ткани были безузорными, одежда украшалась меховой опушкой или вышитой каймой. Декоративность костюма достигалась сочетанием контрастных цветов.
Классовое различие в одеждах проявлялось главным образом в качестве ткани и драгоценности отделки, а не в форме костюма, так как покрой всех одежд был очень прост и примитивен. В раннем средневековье преобладают накладные одежды. Тело старались закрыть как можно плотнее — в этом сказывалось влияние церкви. Женщины носили глухие, закрытые платья, скрывавшие ноги; мужчины — одежды и длинные, и более короткие, открывавшие ноги.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Мужская одежда состояла из двух туник, надетых друг на друга. Первоначально туники были короткими — до колена, но с середины XI века они удлинились до середины икр, короткие же носили только крестьяне и молодежь. Туника короля могла доходить до пола, Возрастные отличия в костюме были во все времена и эпохи, пожилые люди обычно избегали слишком коротких, слишком узких и слишком ярких одежд.
Туника всегда опоясывалась, а над поясом иногда был напуск. Нижняя туника — камиза — была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя — котта — могла быть безрукавной или с короткими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. Декольте было полукруглым или прямоугольным. Котту шили из более дорогих тканей, чем камизу.
Во время холодов носили еще безрукавную, одежду типа жилета - рок - и плащ сначала короткий, типа римского полудаментума (т. е. полукруглый), а с XI века — длинный, доходивший до самой земли. Плащи застегивали на правом плече. В народе часто надевали плащ с капюшоном — пенулу.
Во время холодов носили еще безрукавную одежду типа жилета — роб — и плащ, сначала короткий, а с XI века - длинный, доходивший до самой земли. Плащи застегивались на правом плече. В народе часто надевали плащ с капюшоном.
В отличие от греков и римлян мужчины в период средневековья обязательно носили штаны — исконно варварскую часть костюма. Штаны были или длинными, до щиколотки, узкими, но не облегающими, или в виде чулка-трико, туго облегающего ногу. Мужчины носили нижние штаны до бедра или немного длиннее, до колен, завязанные на талии и удерживающие длинные штанины, не сшитые одна с другой. Наиболее модными считались штаны красного цвета.
Обуви не хватает красочности и разнообразия фасонов — поголовно все носят полувысокие ботинки без застежек, некие штиблеты без шнурков. Но уже в это время начинает появляться обувь с клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в позднем Средневековье. Носят мягкие башмаки, без твердой подошвы, с заостренным носком, сшитые из ткани или цветной кожи. В народе башмаки были более мелкими и прикреплялись к ноге шнурками, крест-накрест охватывавшими ногу.
Прическа была примитивной: волосы подстрижены вокруг головы до мочек ушей, а спереди — челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам.
Головными уборами служили капюшоны и конусообразные шапки. В XI веке вошли в употребление перчатки и рукавицы.
К этой эпохе относится так называемая блуза. Ее носили и простые граждане, и военные. Это была шерстяная или шелковая нижняя рубашка с разрезами по бокам, и сначала она была короткой. Женщинам блуза заменяла нижнее платье и кроилась с широкими и длинными рукавами. Такую блузу с широкими рукавами носили нередко и рыцари. Обыкновенно она надевалась на льняную рубашку.
При первых Капетингах на печатях появляется тип королевского костюма. Короли представлены на них в двух туниках и в царских мантиях, прикрепленных на плечах, со скипетром в руке. Первые короли династии еще носят бороду. Волосы же их коротко острижены, иногда на всей голове, а иногда только или спереди, или сзади. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Женский костюм, как и мужской, состоял из двух туник, надетых одна на другую; эти туники были длинными, до щиколотки. Под нижнюю тунику надевали полотняную рубашку — камизу. Туники назывались котта и сюрко. Рукава у котты были длинные и узкие у сюрко — иногда короткие и широкие, а иногда их совсем не было. Сюрко подпоясывали поясом, спускающимся на бедра.
Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали голову платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой, со свободно падающими или заплетенными в косы волосами. Примерно с 1130 года женщины стали носить платок вплотную к подбородку и обматывать его вокруг головы таким образом, чтобы один конец падал на плечо или на грудь. В такой форме он сохранялся в течение всего XII и XIII столетий и играл роль одного из важнейших женских головных уборов. Чаще всего таким убором служил круглый платок из белой ткани с отверстием для лица. Этот платок закрывал целиком голову и плечи женщины. Часто концы платка закладывали в вырез котты. В моде были покрывала, повязки, обручи, надевавшиеся поверх платка. Украшениями служили фибулы, кольца, пояса, головные обручи. Красивой считалась женщина высокого роста, с золотистыми локонами, тёмными бровями, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза, слегка наклонив голову, умело подхватывать платье, не волоча его по земле.
Силуэт костюма был близок к трапеции: узкий в плечах и сильно расширенный книзу. Линия талии была завышена, а ворот на платье был обычно глухой, закрытый. С XI века длинный подол юбки стали подбирать сбоку или спереди и драпировать на животе. Такая драпировка была связана с тем, что в этот период большим почетом пользовались беременные женщины. Массы людей погибали в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население. Говоря о периоде раннего средневековья, следует особо выделить XII век. В этом веке, после первых крестовых походов, в средневековой культуре начинают все больше и больше появляться светские элементы. Новое влияние ощущается в быту, в поэзии, в изобразительном искусстве, а также в костюме. В придворной жизни высшего общества большую роль стали играть женщины. Культ «прекрасной дамы», воспеваемой придворными поэтами, был связан отчасти с культом Богоматери — девы Марии.
Обходя запреты Церкви, высший класс носит все более пышные костюмы, сложные по силуэту и богатые по отделке. Эта сама по себе очень скромная одежда французской и нормандской знати изготовлялась из дорогих ярко окрашенных тканей, с декоративной отделкой по краям. В изготовлении одежды широко применялись полотно, кастор, шерстяные ткани и тонкое сукно, а также восточные шелка и дорогие меха с севера. Женщины носили многочисленные украшения, обручи, кольца, пряжки поясов, ожерелья с драгоценными камнями. При помощи костюма дворяне стараются подчеркнуть свое привилегированное положение и пренебрежение к труду.
РЫЦАРИ
Большие изменения в экономической жизни средневекового общества произошли в XI веке, с началом крестовых походов. Были проложены новые торговые пути, оживились ремесла. В этот период складывается рыцарское сословие — первоначально как объединение людей, профессионально занимающихся военным делом. Сначала рыцарство было избранным войском королевства, своеобразной "конной милицией", маленькой армией феодалов.
Рыцарь, феодальный владелец, новая социальная единица, представлял собой военную аристократию. В кругу рыцарей создаются определенные этические представления — понятие долга, чести.
Эти армии воинов около своих иерархических начальников сделались такими популярными, что им приписывались всяческие достоинства. Рыцарь — это поборник справедливости, защитник угнетенных, воплощение ранее не существовавшего идеала нравственности и вежливости. Идеалы рыцарства нашли отражение в таких эпических произведениях, как «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», в поэзии трубадуров.
Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря определили мужественность его облика: это сильный, ловкий, физически выносливый воин с подчеркнуто широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым решительным лицом. Его костюм стал символом силы и благородства, а всякая составная часть его вооружения была священна.
Рыцари - первые крестоносцы - были закованы в железо: на голове — конический металлический колпак, снабженный придатком для защиты носа, кольчуга представляла собой сетчатую тунику, часто доходившую до колен, снабженную точно таким же сетчатым капюшоном, который покрывал голову под шлемом и застегивался таким образом, что защищал и щеки.
Особенностью кольчуги являлись закрытые рукава и доходящие до ступней кольчужные чулки (они соединялись сзади шнуровкой). Почти одновременно с кольчугой в XII веке появилась и новая форма шлема — цилиндрический шлем-горшок с двумя смотровыми щелями, который надевался поверх кольчужного капюшона. Поверх кольчуги надевался плащ, прикреплявшийся на плече и оставлявший свободной правую руку.
Вооружение рыцаря состояло из короткого меча и копья, а также огромного продолговатого щита, закрывавшего его до шеи.
С появлением культа рыцарства в эстетических взглядах европейского общества впервые мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. По описанию поэтов XI—XII веков, у женщин должны быть длинные золотистые волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся губы, подобные свежему персику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах.
От дамы требовалось ходить мелкими шагами, опустив глаза; считалось неприличным класть ногу на ногу, жестикулировать, волочить за собой платье, громко шутить или смеяться. Мужчинам тоже предписывалось, как они должны были себя держать.
Религия, честь оружия и культ дамы — вот три святыни, которым служил рыцарь. Особо важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов. Если упражнения и подвиги на турнирах и охоте, в военных походах и междоусобицах, приключения и пирушки формировали чисто мужские черты характера, то занятия изящными искусствами, куртуазное служение прекрасной даме смягчали слишком суровые нравы, способствовали выработке мягкой и любезной манеры держаться, а в особенности - нового, уважительного отношения к слабому полу, наложившего свой отпечаток на культуру этого времени.
Рыцарская поэзия и нормы поведения, обязанные своим появлением трубадурам из Прованса (юга Франции), внесли утонченность в личные и общественные отношения и получили широкое распространение.
Нужно заметить, что все современные правила этикета, все представления о том, как себя вести за столом, как ухаживать за телом и одеждой, восходят к временам куртуазной культуры.
Новое влияние ощущается и в быту, и в костюме. Обходя запреты Церкви, высший класс носит все более пышные костюмы, сложные по силуэту и богатые по отделке. При помощи костюма дворяне стараются подчеркнуть свое привилегированное положение и пренебрежение к труду. Однако в это время еще нет заметной разницы между костюмами знати, горожан и народа, которая появится в последующий период.
РАЗВИТИЕ МОДЫ В XII-XIII вв
Усовершенствованная техника шитья сделала одежду XII—XIII веков более разнообразной, чем прежде. Как бы в противовес учению Церкви о греховности тела одежду начали шить более узкой, обрисовывающей верхнюю часть фигуры.
Мужской костюм по-прежнему состоял из двух туник — камизы и шенса, очень узкого в плечах и расширенного книзу при помощи клиньев, вставленных в боковые швы. Знать носила длинные туники, а народ — короткие. Благодаря длинной одежде мужская фигура приобрела женоподобный силуэт, что соответствовало идеалу красоты периода апогея культа "Прекрасной дамы". Этот силуэт удлинял фигуру, что также соответствовало эстетическим представлениям того времени.
К камизе и шенсу надевали штаны-чулки — шоссы. Верхней одеждой служил полукруглый плащ. Обувь — мягкие туфли с округленными носами.
Пышная прическа знати состояла из завитых локонов. Горожане и крестьяне стригли волосы в виде «шапки».
В конце XII века в Европе появляются феодальные гербы — первоначально как знаки на доспехах, позволяющие отличить друг от друга закованных в латы рыцарей. Поверх кольчуги рыцарь надевал широкую верхнюю одежду без рукавов — «камзол с гербами», — демонстрировавшую цвета и гербы самого рыцаря или его сеньора. Подобные же знаки украшали и попону лошади. В связи с тенденцией к индивидуализации знаки эти, передаваясь из поколения в поколение, превратились в фамильные гербы, которые имели и постоянное изображение, и постоянные цвета. Иногда герб делился на две или даже четыре различные по цвету части.
В тесной связи с геральдикой стала находиться и одежда, часто разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины. Такая одежда называлась «мипарти». В мипарти правая и левая стороны одежды были разных цветов, вплоть до обуви, которая соответствовала цвету штанов и верхней одежды. Мипарти носила молодежь и, особенно часто, пажи.
Верхней одеждой женщинам служили, так же как и мужчинам, полукруглые плащи, зимой подбитые мехом. Обувь напоминала мужскую.
Платья отделывали мехом с нашитым сверху бордюром и украшали драгоценными камнями.
1. Император Рудольф Швабский (ум. 1080), соправитель Генриха IV, императора Священной Римской империи (1050 — 1106), в коронационном облачении. С надгробного памятника в Мерзебурге.
2,4. Женская одежда второй половины XI в. Более короткое платье, иногда с поясом, поверх длинной рубахи с рукавами. Длинный плащ, отороченный мехом (шнур плаща проходит над грудью).
3. Рубаха-платье с необычным разрезом, позволяющим видеть плотно прилегающие штаны-чулки.
5. Оруженосец эпохи крестовых походов в «составной» одежде из цветных тканей.
6. Знатный юноша в длинной подпоясанной блузе со стоячим воротником.
1. Знатная дама в длинном гладком платье с широкими открытыми нижними рукавами. XII в.
2. Император Фридрих I "Барбаросса" в облачении крестоносца. С нижнеитальянской миниатюры конца XII в.
3. Знатная дама в верхнем платье с короткими рукавами поверх длинного нижнего. Широкие нижние рукава отделаны мехом горностая. Плащ-накидка, головное покрывало. Вторая половина XII в.
4. Крестьянин в подпоясанной блузе со складками. Длинные паголенки. Капюшон.
5. Еврей в длинной неподпоясанной одежде и накидке с желтыми полосами. Остроконечная желтая «еврейская» шляпа.
6. Странствующий шпильман со скрипкой. Широкий камзол, отделанный мехом.
1- 6. Остроконечные конусообразные шапки, иногда с загнутым верхом (похожие на античные «фригийские колпаки»), форму которых принимает также шлем с застежкой (3, 6 - рыцари в кольчугах поверх одежды).
В статье использованы материалы
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме 2004
Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. 'Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой
Комиссаржевский Ф.П. История костюма
Вольфганг Брун, Макс Тильке "ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени"
Киреева Е. В. История костюма, М., 1976
Комментарии посетителей: |
Страница: - 1 - |
!!!Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? Ответ на Email: voevodin.cheslav@mail.ru |
22.09.2017 00:24 |
!!!Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? Ответ на Email: voevodin.cheslav@mail.ru |
|
|
Добавить комментарий: |
|
|