Византийский костюм
10.08.2009 10:37 Рейтинг: 43554.8
Византийская одежда, после перенесения столицы в Константинополь, поначалу ничем не отличалась от западноримской, так как римляне перенесли сюда свои обычаи. Но многообразное влияние Востока было так сильно, что очень скоро римляне утратили почти все, что было у них римского. При византийском дворе был введен восточный этикет со всей его роскошью.
В одежде влияние Востока выразилось сначала главным образом в роскошных дорогих материях; вместо легких шерстяных тканей, из которых делались классические костюмы, на костюмы византийских вельмож идут тяжелые шелковые, атласные и парчовые ткани, падающие неподвижными складками.
Постепенно с течением времени, находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота — это добродетель во славу Бога. На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты — духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица: огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, а фигура становится плоской и бесформенной и лишается живых, естественных пропорций и линий.
Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением аскетизма, ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.
ТКАНИ, ЦВЕТ, ОРНАМЕНТ
В VI веке в Грецию была перенесена культура тутового шелкопряда, и шелк стали производить в Византии, что сделало его дешевым и доступным почти всем слоям общества. Шелковые материи ткались с систематично повторяющимися рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабесками и орнаментальными изображениями растительного мира. В конце концов даже самые дорогие ткани перестали удовлетворять страсть византийцев к роскоши, и для того, чтобы придать материи еще больше блеска, затканные парчовые рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем. Даже христиан не миновала эта страсть к роскоши, и они нередко украшали свои одеяния целыми картинами из Священного Писания.
Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.
Изготовление шелковых тканей и пурпурового красителя стало в Византии государственной монополией.
Дорогие шелковые ткани, конечно, имели право носить только высокие сановники, а самые дорогие — только члены императорской фамилии. В Европу эти материалы попадали, прежде всего, как ценные дары для королевских дворов. Такую ценную ткань в качестве подарка получил, например, в 1164 году чешский король Владислав II от венгерского короля Стефана III и греческого императора Эммануила. Иногда эти драгоценные материалы попадали в Европу и другим путем: например,случайно, во время крестовых походов либо через международную торговлю, осуществляющую обмен товарами между Востоком и Западом.
Чаще всего парча была украшена геометрическими мотивами из кругов, квадратов, крестов и звездочек, либо стилизованными животными и растениями. Эти образцы стали основой орнаментики Средневековья. Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас — наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей.
Рисунок — крупный, четкий, плоскостной, что также имело большое значение в нивелировке форм тела. Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30—40 см в диаметре. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта.
Вставлялись также христианские монограммы, например греческие буквы X («хи») и Р («ро») (начальные буквы имени Христа) или те же буквы с добавлением букв «альфа» и «омега>>, обозначающих начало и конец; это мог быть также крест с буквами X и Р или старинный Т-образный крест с добавлением букв «альфа» и «омега».Позднее появились узоры религиозные — кресты, ангелы. Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Для узоров использовались яркие насыщенные желтый, коричневый, белый, черный, кремовый. Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла и льва являлось символом власти на одежде императора и знати.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КОСТЮМА
Итак, на смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты — духовный, и тело всячески маскируется. В связи с этим все сильнее проявляется мотив окутывания всех частей тела до такой степени, что даже туника с рукавами, доходившая до ступней, постепенно становится совершенно гладкой и, лишенная складок, напоминает мешок, под которым уже даже не угадываются линии тела.
Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится футляр, простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.
Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размеры головы к росту 2:6,5. Эти соотношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником — оплечьем, широким, круглым или фигурно вырезанным, пышно декорированным золотом и драгоценностями. Головной убор увеличивает размер головы человека.
Византийская мода является наследницей моды античной и в то же время — предшественницей раннего средневековья. Именно здесь зародилась новая женская мода носить сразу по нескольку одежд, которые одевались одна на другую. Это были широкие туники рубашкообразного покроя, которым Византия добавила еще рукава. Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя - широкие. Поверх этих туник одевался еще жесткий плащ. Таким образом, для византийской моды тело человека и природа не представляют интереса, она создает из фигуры как-бы стилизованный абстрактный треугольник, заполненный богатой декорацией и орнаментом.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ
В первое время в Византии в форме и покрое одежды и мужчины, и женщины хранили верность древнеримской одежде. Мужчины носили длинную рубаху-юбку с узкими и длинными рукавами (туника или хитон), поверх туники иногда надевался талар, похожий на тунику, но доходивший до земли и без рукавов, к тому же настолько широкий, что плечи спускались на руки, образуя подобие широких рукавов. Характерной отделкой, встречавшейся на позднейших римско-христианских туниках, были две темные или пестрые полосы, спускавшиеся спереди и сзади до самого подола. Такими же полосами окаймляли и подол, и ворот, и низ рукавов.
Поверх туник набрасывали плащ, который скрепляли на правом плече аграфом. Этот плащ походил на римский сагум, или лацерну (верхнее, преимущественно дорожное платье с капюшоном), однако был длиннее римского, причем у знати — из дорогого материала с богатой отделкой, часто с четырехугольной вставкой (таблионом) на груди — знаком высокого положения.
Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра. Туника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. Штаны, несомненно заимствованные из стран Востока, состояли из двух несшитых половин и прикреплялись тесемками к поясу. Длина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью. Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия. Это — длинная широкая накидка, закрепленная на правом плече или у шеи застежкой — фибулой. Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками.
Обувь византийцев — сапоги, подвязанные узкими ремешками, или мягкие башмаки. Головные уборы — колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Жесткой и пышной была одежда знатных дам. Туника и стола были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ оставался еще близким к античному типу: он накладывался сзади на оба плеча, а концы спереди забрасывались крест-накрест назад. Вместе с длинной столой такая накидка придает фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал эстетике христианской религии, что стал постоянной одеждой святых в иконописи.
Женская одежда состояла из туники, надевавшейся на голое тело, и из покрывавших ее столы и мантии. Сначала женщины носили столу в виде длинной рубашки, расширявшейся книзу и снабженной узкими рукавами. Вскоре столу начали шить с широкими рукавами, отчего стали видны узкие рукава нижней туники, сшитой обычно из полотна.
Приблизительно до конца IV века греческие одежды хитон и гиматий встречались и у простых византиек; подобно мужчинам, они застегивали их на правом плече или спереди на груди. Иногда они накидывали их сзади на плечи, и оба верхних конца перекрещивались на груди и закидывались на спину. Верхний край хитона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капюшона. Мантия, представлявшая собой полукруглый кусок ткани, часто на концах украшалась кистями. Для мантий обычно выбирали однотонную ткань и подол всегда украшали красивым шитьем. Особенной любовью пользовались красная стола и голубая мантия. На византийских изображениях Богоматери постоянно повторяются эти цвета; и до сих пор наиболее употребительным одеянием Божьей Матери на ее изображениях являются красная рубашкообразная стола и наброшенная на голову синяя мантия.
Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия. Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело.
Представление о византийской придворной моде и начале церковной одежды нам лучше всего дает хорошо сохранившаяся до нашего времени красочная мозаика в Равенне. Мозаичное изображение в церкви Сан-Витале торжественного шествия императора Юстиниана и его жены Феодоры, бывшей актрисы, в окружении свиты является самой великолепной демонстрацией моды всех времен.
На мозаике храма св. Виталия изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента, На шее массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове золотой венец, на ногах вышитые золотом башмаки. Роскошно одеты и придворные дамы, на них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей.
Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей.
Византийки для предохранения причесок и вместо головных уборов употребляли пестрые платки и шарфообразные повязки. Знатные дамы часто носили чепцы, полностью закрывающие волосы, к которым были прикреплены обрамляющие лицо валики из двухцветных лент.
Обувью женщин служили богато украшенные, пестрые, мягкие, похожие на чулки полусапожки. Мужчины римские сандалии и башмаки сменили на более или менее высокие сапоги, которые, в свою очередь, позднее были заменены богато украшенными красными полусапожками, обернутыми ремнями, плотно облегавшими голень и ступню.
Предметом роскоши как у мужчин, так и у женщин был пояс, сделанный иногда из золота и украшенный драгоценными камнями. У женщин драгоценными украшениями служили серьги, всевозможные пряжки и браслеты. Были в ходу роскошные ожерелья, к которым подвешивались медальоны
ОБЛАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА
Царское облачение начала Византийской империи состояло из туники, доходившей до земли, украшенной у ворота, на подоле и спереди на рукавах золотым шитьем и жемчугами. Она делалась из шелка, сначала белого, впоследствии же темно-синего. Поверх нее часто надевалась еще одна, такая же роскошная туника с длинными широкими рукавами, к украшениям которой в X веке прибавились два вышитых золотом круга на высоте колен. Пурпурная мантия полукруглой формы была украшена жемчужными нитями и застегивалась на правом плече, у выреза ворота спереди и сзади прикреплялось по одному четырехугольному куску ткани. Эта отделка называлась «клавус». Царское облачение дополнялось пурпуровыми штанами, жемчужной диадемой или беретообразной, расшитой жемчугами шапочкой. Скипетр представлял собой высокой жезл с крестом на конце; к жезлу часто прикрепляли кусок пурпурной ткани, украшенной бахромой и символом христианства. Самым характерным признаком властелина были расшитые жемчугом пурпурные сапоги. Незаконное присвоение императорской обуви преследовалось и наказывалось смертной казнью. В позднейшие времена императоры отдавали предпочтение высоким красным сапогам. Сюда же относятся и перчатки, которые в древности изготовлялись персами, римлянами и греками из дорогих мехов.
Римские императоры до III века носили на голове исключительно золотые лавровые венки: первым надел зубчатую корону император Галлиенус, царствовавший в 260-208 годах до н. э. До VI века византийские императоры носили только широкий, украшенный жемчугом коронообразный венец с двумя жемчужными нитями по бокам; к нему был прикреплен сверху крестообразный переплет; вскоре под этот крест стали подкладывать круглую красную шапочку; таким образом получилось нечто вроде короны, встречающейся и на позднейших памятниках; впоследствии к ней был прикреплен сзади кусок материи в виде платка. В усовершенствованном виде эта корона представляла две крест-накрест соединенные, богато эмалированные дуги с укрепленным в середине крестом, кругом же шел зубчатый обод. Крестом свой головной убор первым украсил Юстиниан.
На мозаике церкви св. Виталия в Равенне изображен император Юстиниан с придворными. Император в белой короткой тунике. Ее боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху — пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди — сословное украшение из золотой парчи с рисунком — клавус, на ногах — пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники. С VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум — широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Ширина его составляла обычно 15— 35 см, длина — 4—5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской тоги. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. Не менее важным был и воротник — оплечье — широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями. Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову. Эти элементы византийского костюма оказали большое влияние на костюм царя и бояр Древней Руси.
Начиная с IX века у императоров вошло в обычай украшать крестами как одежды, так и скипетр. Необходимо добавить, что императоры облачались в парадные костюмы не только в торжественных случаях, они ходили в них всегда.
Облачение императрицы имеет большое сходство с облачением императора, только здесь недостает клавуса на мантии, но зато спереди у ворота и на обоих плечах прикреплены бляхи, отделанные слезовидными жемчугами, а нижний рубец мантии украшен широким золотым вышитым кантом. Длинная, узкая белая туника богато отделана золотым и цветным шелковым шитьем. На обрамляющих лицо волосах, украшенных жемчугом и лентами, лежит богато отделанный обод. Спереди, в середине его, выдается продолговатый четырехугольный орнамент с тремя выдвинутыми жемчужинами и с двумя остриями, расположенными по бокам. С боков короны спускаются до плеч жемчужные нити. Затем пурпурная мантия была наполовину сужена и падала только на спину. Стола или туника делалась с широкими рукавами. Рукава нижней туники заканчивались золотой обшивкой. Предметом роскоши считался широкий, переброшенный через плечи и спускавшийся до колен шарф, который сдерживался наверху воротником. Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и драгоценными каменьями, край его был белым с пестрыми цветами. Свободно падающие концы шарфа повязывались роскошным кушаком. Венец был украшен двумя подвесками и состоял из закругленных сверху эмалированных бляшек, причем средняя из них немного выдавалась.
К верхнему шарфу, украшенному бахромой, скоро присоединили второй шарф, надеявшийся на нижнюю тунику так, что из-под укороченной столы виден был только небольшой его кусок. Иногда нижний шарф прикреплялся к нижней одежде; на столе стали изредка делать разрезы до бедер.
На изображениях XII века императрицы облачены в узкую, доходящую только до колен узорчатую столу с полудлинными и широкими рукавами, украшенную дорогими кантами. На столу надевалось еще короткое, богато украшенное покрывало: оно доходило до талии, покрывая грудь, спину и плечи; под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками. На голове императрица носила зубчатую корону, возложенную поверх вуали. В это же время начали появляться и высокие короны, украшенные крестом, и широкие металлические обручи, украшенные спереди плоским алмазом и наложенные на красную шапочку.
В позднейшие времена царицы изображались в роскошно отделанных, подпоясанных, доходящих до ступней столах с широкими рукавами. Мантия украшалась клавусом и застегивалась на правом плече. Обод, заменявший корону, был снабжен спереди и с боков выдающимися кверху украшениями и жемчужными нитями с крестами на концах.
КОСТЮМ ВИЗАНТИЙСКИХ ВОИНОВ
Солдаты носили в большинстве случаев такую же одежду, как и низшие сословия. Уже в начале V века воины одевались в короткие греческие рубашки, причем руки были совершенно обнажены. Часто встречались две туники, надетые одна на другую. Длинные панталоны вошли во всеобщее употребление только между IX и XI веками. а до тех пор даже начальники ходили с обнаженными ногами или же надевали доходящие до колен штаны, перенятые у римлян.
Наемные воины носили одежды своей родины и византийское вооружение. Солдаты низшего разряда только изредка вооружались тяжелыми римскими копьями; у всадников и пехотинцев были в употреблении дротики 3-х футов длины. До IX века короткий римский меч оставался без изменения, а затем клинок был переделан, в IX веке меч доходил до земли.
Особенной любовью пользовались секира и лук, сохранившийся до падения царства и появившийся позднее вновь в виде самострела - арбалета. Оборонительным оружием были римский металлический шлем, замененный в VII веке пестрой кожаной шапкой и низким железным шлемом, закрывавшим лицо и доходившим до плеч, и небольшие щиты круглой или сердцевидной формы от 2,5 до 3 футов высоты.
Впоследствии щиты сердцевидной формы были уменьшены на одну треть. В VIII веке металлические щиты были заменены кожаными; у полководцев они были украшены золотым шитьем и драгоценностями. До VIII века щит императора украшался изображением всадника, убивающего своего противника. После этого периода на наружной стороне щита стали изображать крест.
Воины низшего разряда носили кожаные панцири с прикрепленными к ним, для большей прочности, металлическими пластинками, у полководцев же были кольчуги или полный металлический римский панцирь с наплечниками и набедренниками, римский шлем с гребнем, украшенный перьями, и металлические наголенники. Сапоги они носили высокие или шнурованные.
В VII веке некоторые полководцы надевали панцири из пестрых кожаных полос или же панцири, обитые металлическими бляхами и пластинками. Понемногу наплечники и набедренники стали отпадать от панциря и сделались самостоятельными частями вооружения. Полководцы стали носить, кроме того, наискось перекинутый через грудь в виде двойной жемчужной нити. В XI веке наплечники и набедренники исчезли совершенно.
Особенно роскошно одевались телохранители, набиравшиеся из чужеземных наемников. Их шлемы были позолочены и украшены жемчугом, серебряный панцирь отделан золотой обивкой. У наемников во время походов было национальное вооружение. Телохранители императора Юстиниана носили длинные пестрые панталоны, в изобилии украшенные каймами, золотой шейный обруч, великолепно украшенный нагрудник с наплечниками и тунику, напоминавшую кожаный панцирь, не сходящийся под руками.
Овальные щиты украшались крестом. Снабженные гребнем шлемы и копья были позолочены. Низкие, глубоко вырезанные, сдерживавшиеся лентами и ремнями сапоги делались черными. Начиная с IV века на боевых конях были седла и стремена. В VIII веке к седлу приделали луку.
С распространением христианства византийский покрой одежды был введен в Западной Европе и, как мы увидим дальше, появился и у нас в России.
ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО КОСТЮМА НА КОСТЮМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен. Футлярообразный силуэт, закрытые одежды, соответствовавшие основным идеям христианства, долго бытовали в Европе. Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания в изготовлении одежды для знати. Такие виды античной одежды, как туника, далматик, пенула, мантия, претерпев соответствующие изменения в византийском костюме, оказались приспособленными к жизни века. Они отразили принципиально новое отношение к костюму, который должен был скрыть природные формы и пропорции человеческого тела.
Византийская одежда сохранялась в русской моде на протяжении 800 лет почти безо всяких изменений. Таким образом, представление о её внешнем виде мы можем получить не только из равеннских мозаик и рельефов, но и по настоящим костюмам, сохранившимся от русского царского двора.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА 300-600 гг по Р.Х.
1. Дама в далматике — верхней одежде восточноримского происхождения, которая стала впоследствии облачением дьяконов. Широкая головная повязка с развевающимися лентами. IV в.
2. Евангелист в одежде V в.
3. Матрона-христианка. Накидка в виде ризы — будущего облачения священнослужителей. Головной платок.
4. Знатная дама в далматике с полосами.
5. Молодой человек в тунике с кольцевыми полосами. Сандалии из ремней.
С росписей в катакомбах и мозаик раннехристианского периода.
1. Пастух в высоко подпоясанной тунике, обмотках и воротнике-капюшоне для защиты от непогоды.
2. Апостол. В соответствии с представлениями раннего средневековья изображен во внушительной, напоминающей тогу накидке.
3. Дева Мария в накидке с бахромой (изображение Богоматери).
4. Молодая женщина в молитвенной позе: распростертые руки с открытыми кистями. Нижняя туника, далматика, головная повязка.
5. «Добрый пастырь». Античная флейта из стеблей тростника.
1. Богато орнаментированная туника с рукавами, поверх нее так называемый pluviale (дождевик) без капюшона; то и другое соткано из тонкой шерсти.
2,3. Поздняя форма античной тоги. Верхняя часть собрана в плотные складки. Время правления императора Юстиниана (527 — 565).
4. Воин в кожаных доспехах. Плащ, фригийская шапка, круглый щит. Мозаика, Венеция.
5. Женщина в очень широкой женской тунике с прорезями для рук.
ВИЗАНТИЯ IV-XI вв по Р.Х.
1. Император Аркадий (с 395 г.). Держава — регалия римских императоров, символ мирового господства — позже была дополнена христианским крестом (атрибутом правителей Западной Римской империи).
2. Консул. Первая половина V в. Консулы, утратившие в империи свое положение, все еще назначались сенатом. Именами консулов называли годы их правления (до 541 г.). Затем постоянным консулом (consul perpetuus) стал сам император.
3. Галла Плацидия, сестра императоров Аркадия (Восточная Римская империя) и Гонория (Западная), жена короля вестготов Атаульфа, после его смерти жила в Равенне.
4. Император Валентиниан III (425 — 455), сын Галлы Плацидии.
5. Придворный, сопровождающий императрицу.
6. Придворная дама
1. Знатный придворный.
2. Оруженосец императора с его парадным щитом, украшенным драгоценными камнями и монограммой Христа — буквами X и Р.
3. Император Юстиниан.
4. Епископ Максиминиан в свите императора.
5. Императрица Феодора.
6. Византийский воин VII — VIII в.
1. Император Никифор III Вотаниат (1078 — 1081) в богатой верхней одежде, оставляющей открытыми узкие рукава нижней. Треугольный воротник, закрывающий шею и плечи. С X в. - принадлежность облачения правителей. Окладистая борода (византийская мода VII — XIV в.в.). Корона, украшенная цепями.
2. Сановник того же времени (XI в.) Плащ в форме греческой хламиды. Красные носки. Сандалии с белыми ремнями.
3. Император Роман II (959 — 963).
4,5. Император Никифор III с супругой в парадном облачении. На императоре - схваченный на плечах и бедрах плащ — pallium, подобный белым одеждам священнослужителей, но из цветной парчи. У императрицы также pallium, скипетр, корона.
В статье использованы материалы
Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. 'Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой
Комиссаржевский Ф.П. История костюма
Комментарии посетителей: |
|
MelvinfloryCC |
09.09.2018 09:37 |
<a href=>1XZET GO</a> |
|
AndrewmopWQ |
10.08.2018 14:11 |
|
|
AndrewmopWQ |
06.08.2018 01:17 |
|
|
AndrewmopWQ |
04.08.2018 02:54 |
|
|
DanielPatGW |
04.05.2018 03:27 |
если тебе недостаточно еще виртуального сервера, то есть дополнительный сервер виртуальную инфраструктуру с нужной вам конфигурацией. настрою Вы сможете улучшить свою ИТ работу. Сервера установлены на мощном оборудовании.
Напишите в скайп seo pro1 Пишите промо код Алексей 980 висенНие скидки 20%
Какой сервер вам нужен и я его настрою.
Стоимость самая разная, подберем под ваши финансовые возможности.
Напишите в скайп и менеджер вам все расскажет подробно
Если скайп не подходит предоставим другие контакты |
|
ThomasGroldOS |
27.03.2018 16:49 |
заказать продвижение сайта ростов логин в скайпе SEO PRO1 |
|
GlennGokNW |
27.12.2017 17:01 |
заказать продвижение сайта торрент логин в скайпе SEO PRO1 |
|
DuanediTKN |
03.11.2017 13:27 |
|
|
LoreneGonNM |
03.08.2017 21:38 |
-----------------------------------
Перейдите ниже по ссылкам, чтобы получить кредит:
|
|
LoreneGonNM |
03.08.2017 17:25 |
-----------------------------------
Перейдите ниже по ссылкам, чтобы получить кредит:
|
|
|
Добавить комментарий: |
|
|